Главная --- Бонсаи в вашем доме --- Стили бонсаи

Бонсаи в вашем доме - Стили бонсаи

Бонсаи в вашем доме. Стили бонсаи

Основные стили:

На Востоке насчитывают значительно больше стилей, однако приведенная классификация лежит в основе всех последующих стилей и их подстилей. Рассмотрим поподробнее каждый основополагающий стиль бонсаи.

Прямостоячий стиль – основной стиль в культуре бонсаи. Растение этого стиля характеризуется прямым конусообразным (сужающимся) стволом, толстыми корнями, широко распластавшимися под землей, ветвями, склоненными вниз, и конической верхушкой (иногда шаровидной). Ствол дерева условно делится на три равные части. Нижняя часть всегда свободна от ветвей, бла годаря чему ствол, корни, кора хорошо просматриваются зрителями со всех сторон. Следующая треть ствола – носитель трех основных ветвей. Если вести отсчет снизу, то первая ветвь растет в одну сторону, вторая в другую, а третья – от зрителя. Эта последняя ветвь придает общему виду бонсаи пространственную глубину, именно поэтому она должна быть достаточно разветвленной и облиствленной. Две боковые ветви обычно расположены горизонтально и слегка повернуты на зрителя, но не настолько, чтобы заслонить общий контур ствола и разветвления от первых трех ветвей. Последняя, верхушечная, часть ствола занята разветвлениями следующих трех, более маленьких ветвей, обычно поднимающихся наверх и образующих густую листву верхней части дерева. Эти покрытые листвой ветви закрывают ствол, заканчивая дерево остроконечной (шаровидной) прямой верхушкой, придавая дереву общую коническую форму.

Неправильный прямостоячий стиль – это не более чем модификация стиля, рассмотренного выше. Главное отличие заключается в том, что ствол, будучи прямостоячим, имеет неправильную изогнутую форму. Вершина дерева слегка наклонена вперед, но при этом находится на одной вертикальной линии с основой ствола. Все правила, касающиеся корней, ветвей, расположения растения в контейнере, аналогичны правильному прямостоячему стилю.

«Полукаскад» и «Каскад». Стили характеризуют деревья, которые полностью или частично склоняются на одну сторону контейнера. В стиле «Полукаскад» ствол растет прямо вверх, а затем резко наклоняется в сторону, но не ниже основы контейнера. В стиле «Каскад» пряморастущий ствол как бы неожиданно падает на сторону контейнера, причем зачастую ниже самой основы. В этом стиле бонсаи контейнер рекомендуется размещать на краю стола или подставки. И в том и в другом стиле три главные ветви различаются, если смотреть на дерево с обратной стороны каскада. Достоинства данного стиля подчеркивает высокий контейнер, а маленькая ветвь верхушки обычно направлена в противоположную сторону от основной массы дерева, чтобы придать устойчивость всей композиции. Иногда в стиле «Каскад» вместо ствола на одну сторону контейнера склоняется одна из главных ветвей.

Метлообразное дерево. Это прямостоячий стиль. Все ветви произрастают из верхней части ствола, простираются вверх и в стороны так, что дерево приобретает облик перевернутой метлы.

Бунжин. Этот стиль можно охарактеризовать как элитарный стиль. Здесь нет никаких правил, кроме того, что акцент делается на высоком, довольно слабом с виду, искривленном стволе. Данный стиль бонсаи восходит к позднему периоду становления культуры. Своим происхождением он обязан тем, кто посвятил свою жизнь философии, живописи, поэзии... Правила, предписанные для бонсаи, ими не соблюдались, художнику предоставлялась полная свобода творческого самовыражения. В стиле «Бунжин» прослеживается старинная японская манера изображения деревьев: небольшое количество ветвей и отчетливо видимые листья. Главное условие – дерево должно отвечать высоким требованиям возможных ценителей его красоты.

Многоствольное дерево. Дерево может иметь два и больше стволов. Во избежание неэстетичной симметрии композиции (сказанное не относится к дереву с двумя стволами) в этом стиле рекомендуется выращивать деревья с нечетным количеством стволов. Группа стволов будет иметь свой передний и задний план, со своими боковыми и направленными от зрителя ветвями, произрастающими из стволов в соответствующих местах.

Композиции на скалах. Известны два типа подобных композиций. В первом из них корни дерева или деревьев как бы проникают в ложбины и впадины собственно скалы. В другом – корни пропускаются сквозь расщелины и трещины в камнях, имитирующих скалы, в плоские контейнеры, содержащие грунт. И в том, и в другом стиле «скала» может быть больше или меньше растения. Применительно ко второму типу композиции корни растения словно вырываются из объятий скалы. В этом стиле очень важно найти подходящий интересный камень-«скалу», камень с такими расщелинами,через которые можно пропустить корни. Кроме того, необходимо использовать растение, у которого не обрезаны корни. Более того, они должны быть достаточно длинные, чтобы, пройдя через камень, достичь дна контейнера с питательной почвой.

Бонсаи в миниатюре. Излюбленным жанром бонсаистов является выращивание миниатюрных бонсаи, не превышающих 10 см. Техника выращивания миниатюрных бонсаи в сущности такая же, как и техника выращивания бонсаи средних (до 60 см) или больших (до 110 см). Начальные стадии полностью повторяют этапы, связанные с высадкой семян, использованием черенков, деревьев из питомников или растений, пересаженных из леса. Стили здесь те же, что и для выше описанных бонсаи, однако правила соблюдаются не столь жестко.

Наклоненное дерево. В этом стиле бонсаи дерево наклонено или изогнуто только в определенном направлении. Самая нижняя ветвь простирается в направлении, противоположном наклону дерева. Все ветви изогнуты, верхушка слегка наклонена вперед. Дерево растет в контейнере овальной или продолговатой формы таким образом, что основная масса его размещается только над частью контейнера. В контейнере круглой формы растение нужно сажать по центру.

Дерево, согнутое ветром. Как следует из самого названия, бонсаи представляет собой дерево, которое склонилось под действием ветра, имеющего определенное направление. Все ветви дерева подчинены данному направлению. Желательно, чтобы одна сторона дерева была полностью свободна от ветвей.

Группа деревьев. В этом стиле число деревьев варьирует от двух-трех до целой «рощицы». Если выращивается небольшое количество деревьев, то их можно располагать вблизи друг от друга. Небольшие группы деревьев могут быть сконцентрированы в разных местах,–этот прием позволяет всей композиции обрести законченную целостность. В этом стиле все деревья должны сочетаться друг с другом.

Главная --- Бонсаи в вашем доме --- Стили бонсаи